Что нужно знать банкам про "Госключ"

В мобильном приложении "Госключ" уже подписано 21 млн документов — такие данные в феврале 2025 года привело Минцифры. Гражданам сегодня доступно почти 500 государственных услуг, получить которые можно с помощью электронной подписи "Госключ", а в бизнес-процессах сервис в стране используют более 1,5 тысяч коммерческих компаний. Объясняем, из чего состоит сервис "Госключ" и для чего будет полезен банкам.

Что такое "Госключ"

Приложение "Госключ" в мае 2021 года разработали Федеральная налоговая служба и Минцифры России для заверения юридически значимых документов усиленной электронной подписью при получении государственных и муниципальных услуг через портал "Госуслуг". Сервис помогает бесплатно дистанционно создать электронную подпись.

Как работает приложение

Сервис входит в экосистему "Госуслуг". Через портал проходит аутентификация пользователя, передача данных и интеграция сторонних систем для обмена информацией и документами. Приложение функционирует на устройствах с ОС Android и iOS. Скачать его можно в App Store, Google Play, RuStore.

Какие ЭП доступны в "Госключе"

В приложении человек может создать усиленную неквалифицированную (УНЭП) и усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП).

Электронная подпись действует в течение календарного года, затем требуется выпустить новый сертификат — об этом за 30-7 дней до истечения срока поступит уведомление, а в приложение активируется функция для перевыпуска сертификата.

Как сделать сертификат НЭП в приложении "Госключ"

Для получения неквалифицированного сертификата достаточно подтвержденной учетной записи на Госуслугах (в ЕСИА). Как только эта процедура завершается, приложение автоматически запускает получение НЭП.

Далее, следуя подсказкам на экране, нужно проверить полученный сертификат и подписать заявление — процесс занимает несколько секунд.

Как сделать сертификат КЭП в приложении "Госключ"

Здесь также требуется подтвержденная учетная запись на "Госуслугах", загранпаспорт нового образца с чипом или биометрия, зарегистрированная в ЕБС. Для считывания данных у смартфона должен быть NFC-модуль. Если этого нет, можно пройти идентификацию очно и посетить для этого МФЦ или банк.

Для получения квалифицированной подписи необходимо предварительно получить НЭП, затем запустить функцию выпуска КЭП и следовать подсказкам, всплывающим на экране.

Кстати, при помощи КЭП "Госключа" можно дистанционно получить универсальный квалифицированный сертификат электронной подписи для использования на компьютере. Его можно использовать без ограничений.

Для этого понадобится подать заявку в личном кабинете, после чего подписать документы в «Госключе», используя сертификат УКЭП физлица. Затем нужно вернуться в личный кабинет и получить квалифицированный сертификат электронной подписи для использования на компьютере. В итоге пользователь получает два квалифицированных сертификата — один в мобильном приложении, второй — на десктопе.

Где хранится ключ электронной подписи

Ключ электронной подписи создается, хранится и применяется в самом приложении: не нужны USB-токены и SMS-пароли. Подпись доступна только владельцу сертификата и может использоваться исключительно на его устройстве.

Что можно подписывать "Госключом"

Когда документ придет, приложение подскажет, какую ЭП можно использовать. С помощью НЭП можно подписать лишь некоторые документы, в частности:

  • договоры при условии, что стороны согласовали использование НЭП;
  • запрос на получение ИНН;
  • декларацию 3-НДФЛ;
  • согласие (отказ) на получение уведомлений из ФНС;
  • обращение в страховую компанию на возмещение убытков в рамках ОСАГО.

КЭП можно подписывать любые документы, если есть возможность их загрузки через "Госуслуги" или получения в "Госключе" из сторонней системы:

  • обращения в Росреестр, например, по вопросам кадастрового учета, регистрации прав, исправления ошибок в ЕГРН, установления самозапрета на сделки с недвижимостью без личного участия;
  • документы, направляемые в суд;
  • обращение за выпиской из различных госреестров;
  • заявления на получение госуслуг;
  • документы на регистрацию юрлица, ИП.

Так, по статистике Минцифры, за время существования сервиса было подписано:

  • 11,1 млн заявлений на "Госуслугах";
  • 4,1 млн договоров на услуги связи;
  • 1,2 млн документов, отправленных себе через "Госуслуги";
  • 1 млн документов в сфере недвижимости;
  • 191,2 тысячи заявлений на перевод пенсионных накоплений в программу долгосрочных сбережений;
  • 125,3 тысячи кадровых электронных документов;
  • 78,8 тысяч договоров купли-продажи транспортных средств.

Как отправить документ на подпись в приложение

Электронная подпись в приложении "Госключ" используется для подписания документов, которые поступили в "Госключ" напрямую из другой системы, интегрированной с "Госуслугами" и приложением. Многие крупные операторы ЭДО уже внедрили возможность отправки документов в этот сервис, например, в системах кадрового документооборота.

Также можно подписать документы, самостоятельно загруженные пользователем в приложение через свой личный кабинет на "Госуслугах". Или если они отправлены на подписание с "Госуслуг" при взаимодействии с органами власти.

Когда документ поступит в приложение, пользователю придет уведомление. Подпись нужно поставить в течение 24 часов или в меньший срок, который установил отправитель. Информация о движении документа приходит всем участникам документооборота, поэтому его удобно отслеживать.

Как использовать "Госключ" банкам

Интеграция информационных систем кредитных организаций с приложением "Госключ" возможна как с использованием API для взаимодействия с порталом "Госуслуги", так и с помощью единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).

ЦБ рекомендует российским финансовым организациям активнее использовать "Госключ", так как дистанционный и бесплатный выпуск ЭП повышает доступность финансовых услуг для клиентов — им требуется лишь регистрация на портале "Госуслуг", а для идентификации его личности банк использует загранпаспорт или собранную ранее биометрию.

Банковская отрасль стала использовать "Госключ" в 2023 году — это Почта Банк, СБЕР, Совкомбанк и другие организации. В основном банки применяют сервис в кадровом электронном документообороте, процессах оформления недвижимости и страховых выплат, в кредитовании юридических лиц при подписании поручительства физическими лицами и в рамках программы, позволяющей гражданам открывать в негосударственном пенсионном фонде (НПФ) специальный счет, на который можно будет перенести накопительную часть пенсии из этого или другого НПФ или Социального фонда.

Также банки используют "Госключ" при дистанционной регистрации юрлица в рамках эксперимента "Старт бизнеса онлайн".

Для чего нужен модуль iDSystems "ЕПГУ. Госключ"

Модуль "ЕПГУ. Госключ" системы "iDБанк" нужен для реализации взаимодействия банка с инфраструктурой "Госключа" в рамках сценария передачи документов на подпись пользователям портала Госуслуг. Решение позволяет:

  • формировать запросы на подписание документов в формате, предусмотренном видом сведений СМЭВ (идентификация клиента по СНИЛС);
  • выбирать вид требуемой электронной подписи для использования клиентом при подписании;
  • формировать ЭП документов на подпись на стороне модуля;
  • отправлять запросы, в том числе формировать ЭП, в сервис "Госключ" с использованием инфраструктуры СМЭВ;
  • получать и обрабатывать ответы на запросы от сервиса "Госключ";
  • отправлять в информационную систему банка полученные ответы, содержащие результаты подписания (ЭП документов или сведения об отказе от подписи).

Интеграция цифровой подписи в клиентский путь кредитной организации в итоге помогает уменьшить сроки сделки, оптимизировать расходы, сократить объем документооборота в бумаге и повысить качество сервиса.

Другие статьи

С 5 февраля 2025 года в России в силу вступили ограничения на проведение банковских операций с участием иностранных граждан или лиц без гражданства из Реестра контролируемых лиц. Как работает Реест...
Поиск имущества наследодателя до недавнего времени проводился в ручном режиме: нотариусы отправляли запросы в банки в бумажном виде. Это сопровождалось дополнительными расходами, временными издержк...
ИТ-решение iDSystems (входит в консорциум iCAM Group) "ГИС ГМП. Запрос начислений. Подписки" позволит финансовой организации создать удобный клиентский сервис по проведению платежей за проезд по пл...
"Госключ" — это мобильное приложение, которое позволяет бесплатно получить сертификат как усиленной неквалифицированной электронной подписи (УНЭП), так и усиленной квалифицированной электронной под...
Краткий экскурс по системе межведомственного взаимодействия Система межведомственного электронного взаимодействия — это унифицированный канал обмена информацией между государственными ведомствам...
Идентификационный номер налогоплательщика российским банкам теперь требуется не только для проверки наличия самозапрета на выдачу кредита или заключение договора поручительства. Добавляется еще одн...
Генеральный директор компании iDSystems Сергей Черняков в интервью NBJ поделился своими взглядами на проблемы развития информационных технологий в современном банке и рассказал, почему целевая ИT-и...
Центробанк опубликовал проект "Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2025 год и период 2026 и 2027 годов". В одном из разделов регулятор обозначил главные тренды...
Все статьи