Как банкам использовать Цифровой профиль гражданина
Цифровой профиль гражданина существует уже несколько лет и активно прирастает новыми сведениями. Так, недавно стало известно, что в него добавят "Цифровое портфолио обучающегося" с информацией о школьном аттестате и результатах ЕГЭ. А с 30 июня 2025 года власти начнут формировать цифровой профиль иностранных граждан, чтобы усилить контроль за соблюдением миграционного законодательства.
Напоминаем, как сегодня банки могут использовать Цифровой профиль и что за сведения с его помощью можно получить.
Что такое Цифровой профиль гражданина
Цифровой профиль гражданина представляет собой набор сведений о физлицах, которые собраны из баз данных различных госучреждений. Разрешение на предоставление своих данных люди дают после того, как пройдут аутентификацию и идентификацию на сайте организации с использованием портала Госуслуг (ЕСИА).
Затем сведения оперативно обновляются через Систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) — это происходит автоматически, если данные меняются в системах органов власти.
Для чего нужен Цифровой профиль
С помощью Цифрового профиля человек может получить централизованный доступ к личной информации, которая хранится в государственных информационных системах, использовать эти данные, предоставлять или отказывать в доступе к ним, используя платформу согласий. Профиль позволяет открывать архив документов, не только на компьютере, но и на мобильных устройствах.
Одна из функций Цифрового профиля — предоставление третьим лицам сведений о гражданине, которые есть в ЕСИА или ГИС — с согласия человека и в его интересах. Это удобно, например, банку, которому оперативно нужны проверенные сведения для заполнения кредитной заявки — не нужно дополнительно запрашивать документы у самого клиента.
Какие сведения доступны в Цифровом профиле
На данный момент в Цифровом профиле собрано 34 типа сведений: реквизиты основных документов, контактная информация, данные о доходах, трудоустройстве и состоянии пенсионного счета. Среди источников сведений - МВД, СФР, ФНС, ФОМС, Росреестр и другие.
Так, к самым популярным типам сведений можно отнести паспорт и загранпаспорт, водительское удостоверение, свидетельство о регистрации транспортного средства, историю выданных паспортов, СНИЛС, справку о назначенных пенсиях и социальных выплатах, сведения о трудовой деятельности, о мерах социальной поддержки, сведения из регистров маткапитала, об отнесении к категории граждан предпенсионного возраста.
Также через ЦП гражданина можно получить его свидетельство о рождении,о заключении и расторжении брака, об установлении отцовства, справку 2-НДФЛ, выписки ЕГРИП и ЕГРЮЛ, сведения о доходах и выплатах страховых взносов в пользу физлиц, сведения о самозанятости.
Доступны также полис ОМС, сведения о прикреплении к медицинской организации, об инвалидности. Или информация об объектах недвижимости в собственности
Кто может получить информацию из Цифрового профиля
Кто именно может получить доступ к профилям граждан, зафиксировано в постановлении Правительства №710:
- кредитные организации (при работе с кредитными продуктами, банковскими картами и пр.);
- страховые организации (для договоров страхования, оформления страховых выплаты и пр.);
- телеком-операторы (если нужно заключить договор с абонентом);
- Агентство по страхованию вкладов (для оформления заявок на страховые выплаты);
- бюро кредитных историй (если нужно запросить кредитную историю человека);
- ж/д и авиаперевозчики (для продажи билетов);
- работодатели (при оформлении трудоустройства).
Схема Цифрового профиля
В документе Минцифры "Сценарии использования инфраструктуры цифрового профиля" приводится схема Цифрового профиля гражданина (ЦПГ): реестровая запись, распределенная структура данных и сервис по управлению согласием.
Реестровая запись в ЦПГ формируется с помощью данных из портала Госуслуг или баз госорганов. Распределенная структура данных подразумевает, что сведения хранятся в реестрах госорганов и аккумулируются лишь в виде ссылки по конкретному запросу — это гарантирует безопасность информации. Сервис по управлению согласием позволяет человеку самостоятельно решить, согласен он предоставлять персональные данные каким-либо организациям или нет.
Как iDSystems помогает банкам реализовать взаимодействие с Цифровым профилем
Модуль iDSystems "ЕСИА. Цифровой профиль" позволяет получать до 50 доступных видов сведений через инфраструктуру Цифрового профиля.
Реализация данного проекта необходима по нескольким важным причинам — как с точки зрения удобства клиентов, так и эффективности и безопасности банковских процессов. Вот его основные цели:
1. Упрощение и ускорение обслуживания клиентов
Цифровой профиль позволяет банку автоматически получать достоверные данные о клиенте из государственных источников. Это избавляет клиента от необходимости лично предоставлять документы.
Результат: сокращение времени на идентификацию и оформление продуктов (кредит, вклад, карта).
2. Снижение рисков мошенничества
Поскольку данные поступают напрямую из государственных систем, это снижает риск предоставления поддельной информации со стороны клиентов. Это:
● улучшает KYC (know your customer) процедуры,
● уменьшает риск мошенничества.
3. Автоматизация принятия решений
Банк может оперативно принимать решения о предоставлении услуг на основе точных, актуальных данных без дополнительных запросов:
- скоринг для кредитования
- предварительное одобрение кредитов или лимитов
- автоматическая верификация клиентов
4. Соответствие требованиям регуляторов
Банки обязаны соблюдать законодательство РФ в части противодействия отмыванию доходов (115-ФЗ), идентификации клиентов (115-ФЗ, 152-ФЗ о персональных данных и так далее).
Цифровой профиль помогает соблюдать эти нормы как в ручном, так и автоматическом режиме.
5. Улучшение клиентского опыта
Клиенты получают доступ к услугам "в один клик", без сбора бумажных документов или визитов в офис:
- онлайн-идентификация
- дистанционное открытие счетов
- быстрое оформление кредитов
Почему iDSystems?
Делать in-house или покупать у профильного вендора iDSystems: почему в большинстве случаев приобретение готового решения у эксперта — это выигрышный выбор?
1. Экспертиза и специализация
Профильные вендоры, такие как iDSystems, уже глубоко погружены в предметную область:
- понимают требования законодательства (115-ФЗ, 152-ФЗ, 63-ФЗ)
- знают типовые сценарии и боли банков
- имеют опыт интеграций с ЦП, ГИС ГМП, ГИС ЖКХ, Росреестром и другими системами
Вы получаете не просто ПО, а экспертизу, наработанную на десятках проектов.
2. Скорость внедрения
Разработка своего ПО — это многомесячный (а то и годовой) процесс:
Проектирование архитектуры → Разработка технического задания → Реализация программного кода → Разработка тест-кейсов и проведение приемо-сдаточных испытаний → Подготовка комплекта документов для последующего сопровождения и сопровождение ПО (в том числе мониторинг изменения нормативной базы)
А готовое решение — это внедрение уже готового продукта.
В условиях высокой конкуренции важно быть первым на рынке с цифровыми сервисами.
3. Гарантия соответствия требованиям регуляторов
Профильные вендоры заранее закладывают в решения все нормы закона, включая обновления:
Своё решение требует постоянного мониторинга законодательства и доработок. А у вендора это — стандартная профильная работа.
4. Поддержка и обновления
Самописные решения надо:
- сопровождать
- исправлять баги
- добавлять фичи
- обучать новых сотрудников
С вендором это уходит в техническую поддержку и обновления по договору — проще, прозрачнее и надёжнее.
5. Интеграции "из коробки"
У iDSystems уже есть:
- Несколько вариантов API
Интеграция идёт быстрее и с меньшими затратами.
6. Снижение рисков
При создании ПО in-house часто возникают:
- потери бюджета (сроки ушли, результата нет)
- смена команды
- отсутствие нужных компетенций
- проблемы с масштабированием и безопасностью.
С вендором — фиксированные условия, опыт, ответственность, многолетняя репутация.
7. Фокус на основном бизнесе
Разработка — это не основная функция банка.
Вендор же делает только это.
Банк экономит ресурсы и может сконцентрироваться на своих продуктах и клиентах.