Стратегия ЦБ на 2025-2027 годы: о чем нужно знать банкам
Центробанк опубликовал проект "Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2025 год и период 2026 и 2027 годов". В одном из разделов регулятор обозначил главные тренды во взаимодействии банков с госорганами, бизнесом и гражданами — какие именно, читайте далее.
Курс на цифровизацию финансового рынка
В этом ежегодном документе Центробанк, как и всегда, раскрывает свои цели и подходы к проведению денежно-кредитной политики, делится взглядом на нынешнее состояние экономики и прогнозами ее развития в среднесрочной перспективе на основе макроэкономических показателей.
В ОНРФР (основные направления развития финансового рынка) регулятор выделяет ключевые направления развития российской финотрасли. Среди них — защита прав потребителей банковских услуг и инвесторов, повышение финансовой доступности для граждан и бизнеса, цифровизация финансового рынка и развитие платежной инфраструктуры.
Актуальность сохраняет вектор на цифровизацию финансового рынка – регулятор намерен продолжить совершенствование нормативной базы, чтобы создать все условия для безопасного внедрения цифровых и платежных технологий. В рамках стратегии импортозамещения особую значимость приобретают развитие и адаптация технологий, оборудования и ПО с учетом действующих ограничений на их ввоз и обслуживание в России.
Тренд 1. Больше цифровых услуг
Регулятор в документе делает особый упор на развитие банковских онлайн-сервисов, через которые граждане могут получить ту или иную услугу.
Так, для расширения доступа населения к финансовым услугам, проводится работа по развитию обмена данными посредством открытых API. Опубликован документ "Основные принципы и этапы внедрения открытых API на финансовом рынке", проводятся четыре пилотных проекта: персональный финансовый помощник, корпоративный мультибанкинг, цифровое согласование обслуживания по договору ДМС, цифровое урегулирование ДТП.
Что касается последнего проекта, в июле 2023 года на "Госуслугах" был запущен сервис по электронному урегулированию убытков по ОСАГО, а окончательный переход на электронное урегулирование должен случиться 1 января 2025 года. С этой даты для страховых компаний он станет обязательным сервисом.
Кстати, урегулировать убытки по ОСАГО в электронном виде страховые компании могут с помощью модуля разработчика банковских ИТ-решений iDSystems (входит в консорциум iCAM Group) — "ЕПГУ. ОСАГО".
В документе ЦБ также отмечается, что в России сегодня продолжает развиваться Единая биометрическая система, которая обеспечивает хранение и обработку биометрических данных для удаленной идентификации граждан. Сегодня к ней подключено более 180 банков. Акцент сегодня делается на применение биометрии для получения усиленной квалифицированной электронной подписи и оплаты покупок.
Кроме того, до 2027 года будет продолжено развитие Цифрового профиля, который гарантирует удобный и безопасный обмен данными для получения услуг в электронном виде между бизнесом, государством и гражданами. Сегодня услуги с использованием ЦП предоставляют 133 организации, а с момента запуска его в 2020 году россияне воспользовались им 78,6 млн раз.
К инфраструктуре Цифрового профиля юрлица подключены три организации – в стратегии ЦБ особо прописывается, что его планируется развивать до 2027 года. Так в документе отмечается, что важную роль в повышении доступности финансовых продуктов и услуг для субъектов малого и среднего бизнеса должно сыграть внедрение и развитие инфраструктурных решений, а Цифровой профиль юрлица будет способствовать снижению затрат субъектов МСП.
Напомним, каждое третье подключение российского банка к Цифровому профилю сейчас реализуется с помощью решения iDSystems. К продуктивной среде Цифрового профиля юридического лица на российском рынке подключены четыре организации, две из которых используют программное обеспечение iDSystems. Эти решения позволяют банкам получать персональные данные и сведения из регистров цифрового профиля, актуализировать карточки клиентов и наполнять их новыми сведениями.
Тренд 2. Развитие социальных продуктов
Особый акцент ЦБ делает и на развитие линейки банковских продуктов для граждан с невысокими доходами, которые получают соцподдержку от государства.
Так, в целях стимулирования сберегательной привычки у граждан с невысокими доходами в перечень банковских продуктов ЦБ рекомендует включать социальный вклад. Его условия должны предусматривать гарантированное начисление дохода с процентной ставкой, привязанной к максимальному размеру процентной ставки по вкладам физлиц сроком до 1 года включительно, привлекаемым банком.
Аккуратнее банкам следует относиться и к другим услугам, которые предоставляются некоторым категориям населения со льготами.
Напомним, с 1 июля 2024 года запрещается взимать комиссию за перечисление платы за жилое помещение и коммунальные услуги с пенсионеров, многодетных родителей, инвалидов, ветеранов боевых действий, членов семей погибших или умерших инвалидов, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий.
Тренд 3. Борьба с мошенниками
Также с 1 марта 2025 года вступают в силу законодательные изменения, предусматривающие возможность установления гражданином в своей истории запрета на выдачу ему кредита и придание юридической значимости такой информации. Регулятор полагает, что это позволит эффективнее бороться с мошенническим получением потребительских займов третьими лицами.
В документе отмечается, что в ЦБ продолжит реализацию механизма установления человеком в своей кредитной истории самозапрета. Будет проработана нормативно-правовая база, чтобы он получил возможность подать через портал Госуслуги и МФЦ заявление на самозапрет.
В связи с такими изменениями в законодательстве актуальность для банков приобретает проверка ИНН клиентов на предмет наличия самозапрета.
В линейке iDSystems представлены два модуля, помогающие ускорить данный процесс. Первый обеспечивает возможность получения ИНН физлица по его паспортным данным — то есть когда клиент не знает свой ИНН. Второй позволяет проверить действительность сведений о соответствии паспортных данных и ИНН физического лица — когда клиент предоставил свой ИНН.
В каких еще банковских операциях необходима проверка ИНН, читайте в нашем следующем материале.