Что нужно знать банкам о Реестре контролируемых лиц
С 5 февраля 2025 года в России в силу вступили ограничения на проведение банковских операций с участием иностранных граждан или лиц без гражданства из Реестра контролируемых лиц. Как работает Реестр контролируемых лиц, и о чем нужно помнить банкам, чтобы не нарушать законодательство, читайте далее.
Кто попадает в Реестр контролируемых лиц
Реестр контролируемых лиц — это список, в который вносятся иностранные граждане или лица без гражданства. Это происходит со дня:
- прекращения оснований для их законного пребывания в РФ;
- нелегального пересечения границы РФ;
- решения об отказе в признании беженцем;
- решения о сокращении срока временного пребывания;
- решения о депортации;
- решения о реадмиссии;
- решения о нежелательности пребывания (проживания) в РФ.
Заработал реестр мигрантов-нарушителей 5 февраля 2025 года — до сих пор подобной сущности в российском правовом поле не было.
Как Реестр регулируется законодательством
Закон о новом механизме учета иностранцев, которые находятся в России, но не имеют законных оснований для пребывания в стране, президент РФ Владимир Путин подписал 8 августа 2024 года.
Изменения внесены в часть 7 статьи 5 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 "О банках и банковской деятельности" (в редакции Федерального закона от 08.08.2024 № 260-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"). Также было опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2024 г. N 1899 “О реестре контролируемых лиц”.
Какие ограничения устанавливает Реестр контролируемых лиц
Согласно 260-ФЗ, после того как иностранец попал в реестр контролируемых лиц, МВД России сможет установить местонахождение мигранта и отслеживать его по геолокации. Сотрудники полиции получают право заходить в помещение, где находится иностранец, даже если он сопротивляется.
Если человека внесли в реестр контролируемых лиц, ему запрещается пользоваться услугами банков, регистрировать недвижимость, управлять автомобилем и любым видом транспорта, вступать в брак.
Какие правила должны соблюдать банки
Банкам с 5 февраля 2025 года запрещается открывать счета и проводить иные денежные операции с участием людей, попавших в Реестр контролируемых лиц.
Исключение — денежные переводы для уплаты обязательных платежей (штрафы, пошлины), а также входящие платежи до 30 тысяч рублей в месяц. Центробанк уточняет, что сумма в 30 тысяч рублей распространяется в том числе и на выдачу мигрантам наличных средств.
Где искать Реестр контролируемых лиц
Созданием реестра с использованием государственной информационной системы миграционного учета занимается МВД России, ведомство также является оператором - то есть размещает и актуализирует все сведения об иностранных гражданах.
Сам реестр можно будет найти на сайте ведомства. База данных на сайте МВД России для публичного доступа будет обновляться не дольше суток с того момента, как сведения об иностранце попадут в реестр контролируемых лиц. Оператор системы сохраняет информацию о гражданине, внесенном в реестр, на протяжении пяти лет.
Какие сведения размещаются в реестре контролируемых лиц
Доступ к реестру будет предоставляться как государственным органам, так и любым юридическим и физическим лицам бесплатно. Общедоступной будет лишь информация о том, есть гражданин в реестре или нет. Такие данные можно будет получить после заполнения обязательных полей в разделе «Реестр контролируемых лиц» на сайте МВД России.
В закрытой подсистеме сайта МВД России будет собрана следующая информация:
- наличие или отсутствие сведений об иностранце в реестре контролируемых лиц;
- фамилия, имя, отчество;
- дата рождения;
- пол;
- серия и номер документа, удостоверяющего личность;
- СНИЛС;
- ИНН;
- адрес места жительства (пребывания, нахождения); информация о трудовой деятельности, прохождении обучения;
- основания и дата включения/исключения в реестр;
- иные сведения.
Сведения, составляющие государственную тайну или иную охраняемую законом тайну, в реестр контролируемых лиц не вносятся.
Как банку получить сведения из РКЛ
Для настройки получения РКЛ организации необходимо сделать следующее:
1. Получить для своей информационной системы доступ к виду сведений "Рассылка реестра контролируемых лиц" в СМЭВ3 с ролью "Ответчик".
2. Активировать рассылку РКЛ, получив для информационной системы доступ к виду сведений "Активация подписки на получение реестра контролируемых лиц" с ролью "Инициатор". Для активации нужно отправить один запрос, в котором будет указан код маршрутизации, указанный при подключении к ВС "Рассылка реестра контролируемых лиц".
Для подключения к виду сведений необходимо выполнить ряд регламентных процедур, а затем интегрировать информационную систему банка со СМЭВ для реализации обмена.
Далее через СМЭВ реализуется подписка, и затем банк получает файл с обезличенными данными, в котором вместо ФИО граждан фигурируют ID идентификаторы, но есть даты рождения, серия, номер, дата выдачи документов, удостоверяющих личность.
Сведения действительны на время и дату получения запроса и могут использоваться без ограничений - в том числе для дальнейшего распространения.
Для чего нужен модуль iDSystems РКЛ
Разработчик банковских ИТ-решений iDSystems выпустил модуль "Реестр контролируемых лиц" — он позволит банкам соблюдать законодательство, требующее контролировать транзакции с участием иностранных граждан и людей без гражданства, сведения о которых содержатся в Реестре контролируемых лиц. Это промышленное ИТ-решение c полной техподдержкой и актуальными обновлениями.
Модуль iDSystems "Реестр контролируемых лиц" позволяет банкам активировать подписку на рассылку реестра контролируемых лиц и получать актуальную выгрузку реестра. Автоматизация взаимодействия банка с реестром контролируемых лиц дает несколько ключевых преимуществ:
1. Скорость и оперативность. Система автоматически проверяет клиентов банка по реестру, сокращая задержки при обработке транзакций и принятии решений.
2. Снижение ошибок. Исключаются пропуск или некорректная обработка информации из-за человеческого фактора.
3. Соответствие требованиям регуляторов. Банк автоматически выполняет нормативные требования, снижая риски вынесения штрафов и санкций.
4. Снижение нагрузки на персонал. Освобождаются ресурсы, которые можно направить на более сложные задачи, требующие вмешательства специалистов.
5. Безопасность и защита от финансовых преступлений. Автоматический мониторинг помогает оперативно выявлять подозрительных клиентов и предотвращать незаконные операции.
6. Интеграция с другими системами. Автоматизированный процесс легко встраивается в существующие банковские системы, включая комплаенс и риск-менеджмент.
Таким образом, автоматизация делает процесс проверки более эффективным, надежным и экономически выгодным для банка.
Подробнее о решении можно прочитать по ссылке.