Рустам Рустамов, РЕД СОФТ: Мы продолжим развивать сообщество Firebird в России
С уходом из России крупнейших иностранных вендоров СУБД компании столкнулись с необходимостью начать срочную миграцию на российские аналоги. Такие продукты, в частности, предоставляет заказчикам компания РЕД СОФТ. О состоянии российского рынка систем управления базами данных в интервью iDSystems (входит в консорциум iCAM Group) рассказал заместитель генерального директора компании РЕД СОФТ Рустам Рустамов.
— Начнем с импортозамещения иностранного ПО в банковском секторе. Когда все же наступит тот день, когда банки полностью заменят программное обеспечение?
— У нас есть четкие сроки: это должно произойти до 1 января 2030 г. Согласно новым национальным целям поставленным президентом России к этому сроку 95% программного обеспечения должно быть российским.
Объективно мы понимаем: на дворе июнь 2024 года, а сделано не так уж много, чтобы успеть. С другой стороны, многое удалось, особенно в части испытаний, подготовки, приземления продуктов в инфраструктуру банков. Так что сроки вполне реальные, если стартовать проекты по импортозамещению уже сейчас.
Уточню: мы говорим именно про инфраструктурное ПО, потому что прикладное ПО в банковском секторе все-таки и так изначально было российским в силу достаточно сложной регуляторики. А инфраструктура, конечно, была иностранной. Банки с госучастием, правда, чуть раньше задумались о переходе на российское ПО, потому что на них оказывалось давление по линии правительства. А вот частные банки об этом начали думать позже — скорее, их подтолкнул уход иностранных компаний в 2022 году.
— А в каких сегментах все пока очень плохо с импортозамещением, если брать банки?
— Там, где есть большой объем данных, банки все еще используют Oracle. Для того чтобы перейти на российские СУБД, все-таки требуется адаптация прикладного программного обеспечения. И тут нельзя сказать, что российские системы управления базами данных хуже или лучше — они просто другие, сделаны иначе. И это влечет за собой где-то переписывание, где-то — адаптацию прикладного программного обеспечения. На это требуется время, которого, к сожалению, нет.
— Летом прошлого года стало известно, что Oracle объявлен банкротом в России. Если бы вам сказали об этом лет пять или десять назад, вы бы поверили?
— Пять лет назад я уже верил в переход на отечественное программное обеспечение. Но, конечно, не предполагал, что будет такой агрессивный исход иностранных компаний из России, в частности, через банкротство российских "дочек". Понятно, что такой уход иностранных коллег абсолютно не красит их с точки зрения клиентоориентированности, особенно, когда они, например, отключают облачные сервисы.
Но сейчас я на эту историю смотрю в первую очередь как на возможности для российского рынка, в котором разработчики могут занять свободные ниши.
— Аналоги каких иностранных продуктов для банков есть в портфеле РЕД СОФТ? Ваши решения можно считать полноценной заменой западным или все же по каким-то параметрам есть отставание?
— Понятно, что аналог — слово громкое, тут нужно брать конкретных заказчиков и смотреть по той функциональности, что им требуется, формировать профиль использования продукта.
Так, если сравнивать функциональные возможности, у каких-то иностранных продуктов они шире. Другое дело — насколько заказчик этими возможностями пользуется. Часто мы сталкиваемся с тем, что он спрашивает о какой-то функции, и мы говорим, что ее пока нет, хотя она и планируется в дорожной карте. Задаем вопрос: а вы ее используете? И оказывается, что нет.
— Какие решения есть в вашем портфеле?
Возвращаясь к нашему портфелю: конечно, флагманский продукт — это операционная система РЕД ОС для серверов и для рабочих станций. Банки уже активно используют ее как аналог Microsoft Windows. Также недавно вышла на рынок мобильная операционная система РЕД ОС М, похожая на iOS или Android. Она построена у нас на элементах Android Open Source Project, и есть возможность запускать Android-приложения без какой-либо адаптации. РЕД ОС М не завязана на сервисы Google. Для установки приложений доступен RuStore.
Далее — у нас есть система управления инфраструктурой РЕД АДМ, которая включает в себя несколько элементов. Она позволяет заменить Microsoft Active Directory с возможностью осуществления мягкой миграции домена благодаря возможности репликации. Есть РЕД Виртуализация — система виртуализации, которая позволяет импортозаместить VMware, MS Hyper-V.
Также в нашем портфеле имеется СУБД РЕД База Данных, аналог Oracle, MS SQL, то есть классическая универсальная транзакционная СУБД.
Если говорить о примерах использования продуктов — СУБД РЕД База Данных широко применяется в ФССП России, где нам удалось свести свыше 2700 баз данных и объединить их в кластере высокой доступности. "Россельхозбанк" не так давно перешел на РЕД Виртуализацию. "Промсвязьбанк" и РНКБ массово использует РЕД ОС для серверов и рабочих станций.
— Как сейчас развивается отечественный рынок СУБД, какие тенденции вы видите?
— Переход на российские СУБД — это всегда сложные проекты, потому что требуется адаптация прикладного программного обеспечения. Но в целом рынок движется в сторону импортозамещения, например, госкомпании стали закупать отечественные решения в 3 раза чаще. После ухода из России западных вендоров примерно 95% всех контрактов в стоимостном выражении пришлось на отечественные СУБД.
Мы очень ждем поправок в нормативно-правовые акты, которые будут требовать от российских разработчиков поддержки отечественных систем управления базами данных и ОС, если они хотят остаться в реестре отечественного ПО, чтобы получать соответствующие льготы. Эта мера подтолкнет рынок к адаптации.
В целом, мы ежегодно видим приток партнеров по линии систем управления базами данных — это те, кто хочет, чтобы их ПО работало на нашей СУБД. Компании приходят из самых разных отраслей экономики, в том числе из банковского сектора.
Также стоит отметить, что сейчас активно развиваются компетенции системных разработчиков. Проходят ежегодные мероприятия для прикладных разработчиков и разработчиков СУБД, в которых мы принимаем участие. В этом году мы провели уже вторую конференцию для разработчиков и администраторов СУБД Firebird Conf.
— Какие еще регуляторные инициативы положительно влияют на рынок СУБД?
— На объектах критической инфраструктуры нельзя будет использовать иностранное ПО с 1 января 2025 года. То есть не только приобретать нельзя, но и использовать. В том числе поэтому достаточно давно уже новые информационные системы не делаются на иностранных СУБД.
— На ваш взгляд, насколько сейчас конкурентный рынок российских СУБД?
— Достаточно. Но на нем конкурируют, скорее, платформы или технологии — одна из самых популярных, например, PostgreSQL. На основе этой технологии различные компании строят свой форк СУБД, кто-то более, кто-то менее успешно. Наша же СУБД построена на другой технологии — СУБД Firebird, с открытым исходным кодом, которая изначально использовалась в промышленных целях. У нее большой внутренний потенциал, и наша задача — раскрыть его для заказчиков. Тем более, что разработчикам она нравится своей схожестью с Oracle на прикладном уровне, ведь исторически эти СУБД шли рука об руку.
Так, в рамках проекта СУБД РЕД База Данных мы активно ее дорабатываем, проводим тесты для заказчиков, рассказываем про возможности нашей системы управления базами данных.
Есть и много других нишевых СУБД. В целом рынок управления базами данных растет и развивается. Уже видны лидеры, но стоит отметить, что ситуация очень подвижна. Сейчас создана конкурентная среда, которая положительно влияет на отечественную разработку.
— Какие есть преимущества у СУБД РЕД База Данных?
— Среди наших преимуществ — достаточно высокая производительность даже при больших нагрузках. И отказоустойчивость — мы разработали кластер высокой доступности, позволяющий организовывать в том числе и катастрофоустойчивые решения, двигаемся в сторону мультимастер репликации и шардинга.
Также наша СУБД сертифицирована ФСТЭК России, мы ее специально дорабатывали, чтобы соответствовать требованиям ведомства, реализовали интеграцию с российскими криптопровайдерами. И еще наша команда находится в России, и мы точно останемся здесь, невзирая на политику. Это российский безопасный продукт.
— Расскажите о планах развития СУБД РЕД База Данных.
— Мы думаем о расширении возможностей для работы прикладных разработчиков, чтобы им было комфортно работать с нами. Для этого мы пишем и развиваем драйвера под популярные фреймворки, языки программирования: Java, Python, C, C++, .NET, Ruby, Rust, Go. Также будем активно развивать инструменты для облегчения перехода с иностранных решений, Microsoft и Oracle. Там у нас своя дорожная карта.
— В июне этого года компания РЕД СОФТ провела вторую техническую конференцию для разработчиков СУБД и прикладного ПО FIREBIRD CONF. Расскажите, как прошла конференция?
— В этом году мы второй раз собрали вместе разработчиков СУБД, прикладного программного обеспечения, системных администраторов, технических специалистов и других коллег, которые связаны с поддержкой решений на базе Firebird. Это техническая конференция — она не про продажи, не про маркетинг.
На конференции выступили Алексей Ковязин, президент Firebird Foundation, и Роман Симаков, который возглавляет департамент развития системных продуктов РЕД СОФТ. Выступил также технический руководитель Firebird, который также является архитектором нашей СУБД РЕД База Данных, Дмитрий Еманов. Также было много интересных выступлений прикладных разработчиков, которые активно используют Firebird, РЕД Базу Данных.
Кроме того, мы анонсировали функциональность новой версии и рассказали о следующей версии, которая планируется через год.
Мы понимаем, как важно формировать сообщество для развития технологий Firebird в России и мире в целом, и берем на себя эту ответственность, проводя такую конференцию.